Если бы Бондарчук взял меня консультантом, фильм получился бы правдоподобнее. Это как минимум.
Серьезно раздражают бесконечные голливудские штампы. Такое ощущение, что автор, насмотревшись американских фильмов про их
армию, решил что называется "не изобретать велосипед".
Начинается все с того, что призывники прибывают на призывной пункт одетые с иголочки. Например, Лютый-парень из многодетной семьи, которому по его признанию "приходилось жрать из помойки" (это при Советской-то власти, когда не было проблем с работой,
а многодетные семьи имели реальные социальные льготы вплоть до семейного микроавтобуса). Так вот этот самый Лютый является в вызывающем зависть костюме. Другие тоже не лыком шиты! Это при том, что переодевшись в солдатскую х/б, они должны будут сдать свои гражданские шмотки на ветошь. У всех шикарные шевелюры-сразу видно: не боксеры, не борцы со сломанными ушами. Ну хоть бы один был пострижен по-спортивному коротко. Ни-зя! Тогда не будет эффекта от сцены в парикмахерской, вроде бы невзначай позаимствованной из американского х/ф "Цельнометаллическая оболочка"-это когда все такие разные на гражданке пацаны становятся, вдруг, одинаковыми-СОЛДАТЫ!
Но у меня вопрос: выходит, (и последующие сцены укрепляют в мысли), что в ВДВ, более того в десантно-штурмовую роту брали не спортсменов-разрядников:парашютистов, биатлонистов, стрелков, боксеров, борцов-а в основном "ботаников" ? Например, у нас в военкомате все обстояло как раз наоборот! И где же тогда по Бондарчуку служили означенные спортсмены всей огромной страны? В стройбате, что-ли? Ладно, будем считать, что все новобранцы 9-й роты парашютисты экстракласса-тем более, что о прыжках в фильме
Бондарчука ни слухом, ни духом. Дальше по канонам американских военных блокбастеров должен обязательно возникнуть зверюга-сержант, просто виртуозно владеющий словами "SHEET!" и "FUCK!". И он возникает, как положено, в образе советского прапорщика Дыгало со словами: "Вы все дерьмо (SHEET) , а я буду из вас людей делать (FUCK)! И совсем уж по-ковбойски прапорщик-наставник
начинает прямо в строю, знакомства ради, раздавать воспитанникам такие удары по внутренним органам, от которых запросто можно сделаться инвалидом, ато и ласты завернуть от разрыва печени или там-селизенки! Да кто бы позволил бесноватому прапору калечить прибывающее пополнение! Боюсь, как бы после просмотра картины какой-нибудь идиот в погонах не надумал повторить с личным составом игру в царя горы на камнях, да с рюкзаками, набитыми камнями, за спиной...Я отдаю себе отчет, что в художественном кино
как и в художественной литературе должно быть место для полета фантазии. Но только обращаться с этим нужно осторожно. Особенно
в фильмах про недавнюю войну, где любая лажа воспринимается аудиторией крайне негативно.
Чем, собственно, Бондарчук отличается от Тарантино, построившего свое "Криминальное Чтиво" также на одних штампах? Кроме всего прочего, тем, что Тарантино заранее открыто заявил об этом, но в его фильме штампы если и присутствуют, то глаз не режут;
налицо яркая индивидуальность и оригинальность автора. Бондарчук же помалкивает о штампах, но они бросаются в глаза как белые вороны. То и дело слышится обращение "воин". Откуда это? Из фильмов про индейцев, что-ли? Чересчур высокопарно и безадресно!
Неужели Бондарчук и его помощники не знают, что у нас так не говорили? В ходу были просто фамилии, либо фамилии вкупе со словом "рядовой".
В фильме отсутствуют острые и весьма характерные для советской (да и российской) армии явления. Словно бы намеренно режиссер обошел стороной дедовщину и землячество, слабую боевую подготовку, злоупотребления командиров, прогрессирующую эпидемию стяжательства... (Генерал Лебедь в свое время по его словам лично ловил там солдат, продающих за афгани и валюту местному населению ручные гранаты. Ведрами. Нетрудно догадаться в кого полетели бы потом эти гранаты.) Но зато, буквально за уши притянута стодолларовая телка, разыгрывающая из себя дурнушку, слабую на голову и очень слабую на передок. Что он этим хотел сказать?
А что он вообще хотел сказать своим фильмом? Там нет ни одного стоящего диалога или монолога. Герои не сказали ничего к чему следовало бы прислушаться. К чему пристегнуть слова особиста с грустными глазами про то, что Афганистан ни разу не был завоеван? Бондарчук, вероятно, до сих пор считает, что мы вторглись за речку, чтобы поработить мирных декхан-талибов. Он, видно, считает единственно приемлемым вариантом защиты Отечества когда врага встречают на поле Куликовом или под Москвой? Или же он столь невнятно попытался оспорить правильность тогдашнего политического решения? Что ж, от ошибок никто не застрахован. Но если учесть, что решение о вводе войск в Афганистан принимал сталинский нарком А.А. Громыко, а решение об их выводе принимал пиздливый комбайнер Горбачев, сдавший впоследствии геополитическому противнику все, к чему только имел доступ: идеологию, которую всю жизнь обслуживал, партию и страну, которыми руководил... Если также учесть, что после ухода советских войск американцы зачем-то пришли на их место и повторили то же самое...
К чему настолько выпячивать душевные недуги участников боевых действий: Дыгало (без комментариев), Хохла (который собирается на гражданке пить по-черному в надежде забыть все, что с ним было на службе)? Я знаю, что обычные парни приходили с Чечни, и
их на работу отказывались брать-типа:"да у них наверняка крыша поехала!" Зачем подпитывать такие измышления? Что: фронтовики
Великой Отечественной отстроившие страну в большинстве своем "того"?
К чему далее этот пулемет с кривым стволом? Надо полагать, это художественный прием-гипербола, расчитанная на подростков. Чтобы
и поржать можно было во время сеанса, и прикинуть хуй к носу! Кстати, меня изрядно удивила легкость, с которой кусок пластита грамм, думается, двести покидает учебную аудиторию боевого применения ВВ и оказывается закинутым куда-то в стол не вполне адекватного прапорщика в учебке. Опять гипербола!
К игре актеров я бы, в общем, не имел особых претензий, если бы пристально не следил за самим Бондарчуком. Этакий "человек без нервов"! Ведь чем хорош Брюс Виллис в прославившем его первом "Крепком Орешке"? Тем, что он натурально боится: ойкает где надо, матерится по ихнему и вертится как на сковородке, дабы не попасть под раздачу. У Хохла же лицо как восковая маска-позавидует любой нинзя. И даже в самый драматический момент когда душманы вылазят в 20м от его каптерки, и его пантовые часы начинают отсчитывать последние секунды жизни, он и не подумал ускориться! Бросает только на правах основного там:"Попали мы. Эти будут бодаться до конца." Он вообще бесстрашный парень этот хохол Бондарчук! Отправляется всей гурьбой к духовскому кишлаку на поиски солдата, преследует моджахедов, напавших на автоколонну, чуть ли не в Тора-Бора... Такое, к сожалению, невозможно ни в советской армии, ни в российской. Толпой ходить могут, кишлак разбомбить могут, но преследовать врага до конца, гнать его как зверя на охоте-нет! "Зачем рисковать?", "Зачем увеличивать потери?", "Как я матерям в глаза буду смотреть?", "Да у них же ж там растяжки!"... И если хотите, эта национальная особенность, взятая кому надо на заметку, выстрелила позже в Чечне. Десятки тысяч трупов! Разрушенные города! Угроза распада государства! И выстрелит еще, если ничего не менять! И если продолжать снимать жалостливые фильмы подобные 9 роте-т.е. которые ничему не учат, извращают истиное положение вещей, притупляют бдительность,
муссируют вопросы:"И чего я полез в эту драку! Сидел бы себе тихо! Авось, был бы живой!" Боевики же знают, что никто не станет их преследовать как в кино. Русские сидят на своих блок-постах и охраняют сами себя. Боятся. Поэтому можно стрелять как в тире, можно взрывать. Спокойно, нагло, безнаказанно.
Что касается моего личного мнения по этому щекотливому вопросу, то вот оно: "В идеале любой, кто одевает военную форму и берет в руки оружие отрешается от всего земного и в первую очередь от жизни. На положенный по закону срок он становится частью боевой машины своей страны-ее клыками. И он не имеет права на "сопли". Убивать врага-его первейшая обязанность, а не самое крайнее средство самообороны. Его же неотъемлемыми правами должны быть неподсудность гражданскому суду, социальные гарантии, качественная боевая подготовка и обеспечение."
Если же говорить о том, что мне в этом фильме понравилось, то мне, например, понравилось что все военнослужащие-даже новобранцы и мотострелки обуты в ботинки с высоким берцем. В Афгане эта обувь всяко удобнее, чем кирзовые сапоги с портянками. Однако, в реальности думаю, обстояло все иначе: у десантуры были укороченные сапоги, а у пехоты самые обычные.
Хотел бы отметить актерскую работу А.Чадова, М.Пореченкова. Весьма неплохо смотрелся А.Смольянинов (особенно его вставные зубы). Очень понравилась работа оператора и музыка в начале фильма. Спецэффекты, может, и дорогого стоят, но я ожидал большего.
Несколько моментов мне показались мастерскими. Первый-это когда в казарме ночью лихорадочно блестят широко раскрытые глаза Рябы:"Ребята, да он же сумасшедший"-говорит он о своем наставнике-прапорщике Дыгало. Второй-это сюжетный переход, когда группка новобранцев оказывается переброшенной в Баграм: сбились в кучу, а вокруг пылища и танки, и рев их двигателей. Третий-это чисто военная штучка, когда после минометного обстрела кто-то из бойцов перемещается по рытвинам и воронкам, переступает через предметы грамотным скользяще-приставным шагом, при этом ведет прицельный огонь, и оружие не ныряет, прицел не сбивается. Пять баллов! Еще понравилось как показано, что в рукопашной схватке духи часто превосходят десантников-за полгода в учебке хорошего бойца не вырастишь! За два года тоже, если проводить время, играя в карты, бухая спиртягу или даже бегая кроссы и прыгая с парашютом-т.е. без интенсивной боевой учебы с хорошими учителями. А ее (хорошей боевой учебы) не было и нет. Ясно, что терминаторы власть имущим не нужны! Опасно для собственного и их потомков выживания! Между тем, назначение искусства-менять
этот мир в лучшую сторону, нести в общество благотворный импульс, пробуждать лучшие чувства, призывать к совести, бить в набат.
У младшего же Бондарчука другие, более близкие ему цели-башли! И он своего достиг, догадавшись спекульнуть на беспроигрышной военной тематике.