Осторожно, мины!
история борьбы с минами в Родезии и ЮАР
вольный перевод (автор - Эйс).
С декабря 1972-го по январь 1980-го на Территории Родезии (сейчас - Зимбабве) было подорвано 2405 автомобилей. 632 человека убито, и 4410 человек получили ранения. К концу войны насыщение территории минами было настолько велико, что каждый день на дорогах подрывалось 5-6 машин. Если бы не широкое распространение разнообразной техники, предназначенной для борьбы с минами – смертей и увечий было бы куда больше.
Мины были излюбленным оружием черных «освободителей», отчаянно рвавшихся к власти, не особенно выбирая средства. И По сей день мины, поставленные в те годы продолжают убивать людей.
«Освободители! Типа Мугабе или Нкомо особо не церемонились. Их бойцы минировали все дороги, рядом с которыми появлялись. Минировались не только асфальтовые дороги, но и любые проезжие проселки между фермами.
Негр-владелец 7 тонного грузовика Исудзу подорвался на мине. Три пассажира, в том числе ребенок, убиты, Двое получили серьезные ранения. Эти люди убиты теми, кто пришел их «освободить».
Установленные на дорогах мины легко уносят жизни как белых, так и черных.
80-ти местный автобус, подорванный на мине
Первое африканское изобретение в борьбе с минами было сделано в 70-х годах, и называлось оно Пуки (Pookie)
Огромная протяженность дорог в сочетании с большим количеством мин делала классические способы их поиска неэффективными. Банально не хватало людей, что бы прочесывать дороги пешком с металлоискателями.
Пришлось изобретать что то новое. Основная идея заключается в том, что транспортное средство должно быть легким, и распределять вес по максимальной площади, что бы при наезде на мину она не срабатывала. А уже на эту машину можно было бы монтировать металлоискатели. Уже тогда лишних денег в бюджете страны не было, и изобретатели применили широкие колеса от болидов Формулы1 и поставили их на облегченную машину с двигателем от Фольксвагена Жука.
В условиях торговой блокады единственным источником Формульных колес и покрышек стало Южно-африканское Гран-при. Каждый год родезийские офицеры (разумеется, в штатском) приезжали на гран-при и скупали там все бывшие в употреблении покрышки. Южноафриканцы недоумевали – зачем гоночные покрышки сумасшедшим Родезийцам. =)))
После первых испытаний, где первый Пуки проявил себя великолепно, была собрана серия из 5 машин.
Пуки были настолько эффективными, что их местоположение являлось военной тайной Родезии.
Пуки с другой стороны. Обратите внимание на металлоискатель между передними и задними колесами.
Пуки, ведущий за собой армейскую колонну сквозь минное поле в ходе рейда на базу Террористов в Мозамбике. Обратите внимание – за Пуки едет танк. Родезия не могла себе позволить покупать танки. В операциях использовались несколько советских танков, захваченных в ходе пограничной войны.
Вскоре противник понял, что обычные мины перестали быть эффективными, и на смену обычным пришли пластиковые мины, не содержащие металлических частей, которые можно было бы обнаружить миноискателем. Ситуация вновь стала критической.
Долгое время инженеры не могли ничего придумать. Наконец, кого то осенило: если нет возможности обнаружить пластик, можно попробовать найти яму с миной в твердой почве. Примитивный детектор «бомбил» звуковыми волнами землю, а потом анализировал отраженные волны. Примитивный компьютер находил «дыры», в земле с такой же эффективностью, как и обычные мины. Переоборудованный Пуки вновь стал самым эффективным оружием.
Одноместная машина обычно двигалась впереди конвоя на некотором удалении от него, потому что для её остановки после обнаружения мины требовалось некоторое расстояние.
Максимальная скорость Пуки – 80 километров в час, и даже на такой скорости он был в состоянии обнаруживать мины.
Так как Пуки шел в колонне первым, обычно он первым же и попадал в засады противника, организованные вдоль дорог. Поэтому водитель был защищен броней, а переднее стекло было пуленепробиваемым. V-образная форма днища обеспечивала дополнительную защиту от осколков мин. Колеса специально вынесены за пределы кузова – при взрыве мины под колесом, кузов обычно не страдал. ЗА всю войну не погиб ни один водитель этих странных машин.
Террористы вновь сменили тактику. Теперь они начали минировать взлетно-посадочные полосы. Разбросанные по бушу, они были лакомой мишенью. Постоянно контролиовать их было крайне сложно.
Родезийцы среагировали на это нововведение, установим миноискатели на велосипед.
FU-2 Миноискатель, смонтированный на велосипед. Автомобильный аккумулятор использовался для питания металлоискателя.
Стоит упомянуть Южно-африканские эксперименты в этом же направлении. Их проблемы в Юго-западной Африке (намибия) обернулись созданием оригинальных машин. В отличие от Пуки, главная мысль была в том, что бы создать простое транспортное средство, иммунное к взрывам мин, которое должно было находить их и разминировать.
Прототип – Спайнкоп (скорпион)
Скорпион – финальная версия. Спереди – миноискатель.
Также в Родезии использовалась (с разной эффективностью) целая серия различных аппаратов. Названия были типично-африканскими: Гиена, Крокодил, Гиппопотам, Леопард и т.д.
"Леопард". Стоит отметить V-образное бронированное днище и дуги, обрегающие экипаж при опрокидывании.
"Пантера". В башенке на крыше установлен пулемет.
"Носорог". (rhino) Специальная разработка для полиции. Круговое бронирование + дуги от опрокидывания.
"Антилопа" (kudu)
"Антилопа" после подрыва на мине.
«Каспир". Южная Африка. Ни один человек не погиб в машине такого типа из-за мин!