Проект “Стопицот” или тюнинг JG G36
Вводная
Тюнинг ЭПО часто кажется весьма несложным делом. Казалось бы, почитай хорошие статьи, выбери надежные детали от проверенных производителей и поставь их вместо базовых. Что может быть проще? На самом деле не всё в этом мире проходит идеально и гладко. Зачастую тюнинг требует солидных временных затрат на размышления, сверления, пиления и прочие вещи. Конечно, с опытом становится проще, поэтому я и написал эту небольшую статью - может кому-то и пригодится.
Глава 1 - как все начиналось
Обратился как-то ко мне командир,
- Хочу, говорит, тюнинг в длинную гэху, да такой чтоб ухх!
Я говорю,
- ОК, готовь тыщ 10-12, чтоб надёжно, сделаю тебе стопицот!
Командир радостно,
- Не вопрос, стопицот это как раз то, что мне нужно, держи бабло!
К слову сказать, стоимость длинной G36 от Jing Gong составила 6500р, на тюнинг планировалось потратить вдвое больше.
Глава 2 - список запчастей
Systema Silent Head Set For Gearbox Version 3 US$38.00
Prometheus Hard Reversal Stop Latch For Ver.2/ 3 Gear Box US$11.00
Prometheus Triple Torque Gear Set US$85.00
Guarder Poly Carbonate Piston US$21.00
Guarder Air Seal Nozzle For G36C US$7.00
Guarder A.E.G. Tune-Up Spring SP 140 US$15.00
Guarder Spring Guide For Verison 3 Gearbox US$15.50
Prometheus Air Seal Chamber Packing ( Soft Type ) US$12.00
Systema BS 6.04mm Barrel for M16A1 / A2 / AUG (509mm) US$40.00
Systema N-B Cylinder Type-0 for M16A1 / VN / A2 / G3 / SG550 / AUG US$15.00
Guarder Air Seal Nozzle For Aug US$7.00
Pro-Win CNC Chamber for Marui G36 Series US$22.00
Infineon BTS555 US$12.00
Black Wolf steel bushings 7mm US$17.00
Цены указаны без доставки. Итого примерно 12тр.
Глава 3 - поехали!
Первая партия деталек с airsoftglobal.com ехала по тем временам недолго - 19 дней ЕМСом. Итак, все готово к работе, руки чешутся начать всё это дело собирать.
Фото - все готово к работе.
Сперва занялся поршнем Guarder. На весну 2010 года это был один из лучших поршней для тюнинга больше 140м/с. Сейчас я уверен, что нашел отличную замену - тайваньский Lonex.
При осмотре и подгонке оказалось, что стальной зуб слегка выступает за плоскость торцевой части поршня. Из за этого головка поршня садилась не вплотную, а был небольшой перекос. Беру напильник и стачиваю лишнее. Кстати, крепкая сталь зуба точится весьма плохо. Далее примеряю головку поршня и вижу, что при полной сборке и крепко затянутом винте она все равно немного люфтит. Оказалось что длина втулки с резьбой немного больше толщины стенки поршня. Рецепт прост - напильником убираем буквально 0.5мм
Фото - две жертвы напильника.
Далее стачиваем второй зуб у поршня. Почему это надо делать я долго объяснять не буду. Скажу просто что иногда секторная шестерня при вращении почти не зацепляет первый зуб и начинает тянуть поршень за второй. В таком случае данная проблема приводит к срезанию всей гребенки поршня. Опытные мастера часто или срезают второй зуб или уменьшают высоту вдвое. Я не стал умничать и надфилем аккуратно удалил порочный зуб. Кстати, сейчас некоторые производители поршней делают изделия сразу без второго зуба.
После этого собираем поршень, не забыв зафиксировать лаком резьбовое соединение - дабы не откручивалось от вибрации.
Фото - поршень в сборе.
Глава 4 - собираем гирбокс
При шимминге было установлено, что корпус слегка кривоват, как впрочем и предыдущий гирбокс от JG G36K, которому я проводил ревизию в прошлом году. Кривость заключается в том, что при определенном наборе проставочных шайб люфта почти нет, но при вращении шестерни в определенном месте её немного закусывает. Лечить такое я не умею, поэтому уменьшал толщину проставок до тех пор пока закусывание не станет очень слабым. После такой операции шестерни имеют небольшой люфт но вращаются пальцем без особых усилий. Естественно, проверку всегда проводим при полностью затянутых болтах гирбокса.
Фото - гирбокс, шимминг
Далее припаиваем провода к контактной площадке. Для сигнальных проводов я использовал аудиокабель тонкого сечения, скажу честно - его не люблю, но в наличии другого нет. Вообще не знаю где бы взять хороших тонких проводов. Этот тонкий аудиокабель склонен к разрыву в месте пайки при эксплуатации. Остальную силовую проводку делал аудиокабелем сечения 2-2.5мм2 (точно не помню). Он мне тоже не нравится ибо жестковат и изоляция толстая. Для других приводов я использую 1.5мм2, которого за глаза достаточно для непулеметных тюнов 140-150м/с. Надо все-таки закупиться хорошим проводом.
После смазки можно собирать гирбокс. Для проверки втулок на проворачиваемость наношу полоски лаком. В последствии при ревизии было выяснено, что две проворачивались и они были посажены на суперклей.
Фото - гирбокс собран
После сборки гирбокса, припаеваем электронный ключ и Т-образный разьем. Здесь проблем особых нет, BTS555 подключается элементарно, хорошая инфа здесь: http://www.strikewars.ru/forum/viewtopic.php?f=7&t=27
Фото - ключ
После сборки ключа проверяем все режимы и переходим к следующему этапу.
Глава 5 - хопап
Почему-то меня не пугал этот этап. Все казалось будет просто, хотя я частенько видел упоминания о проблемности данного узла в G36.
Сняв родной стволик, увидел весьма противное зрелище из приклеенной соплями резинки хопа.
Фото - сопли
К счастью, мы все это добро выкидываем и ставим новое. Системовский стволик немного толще снаружи, поэтому на него не налазит уплотнительное латунное колечко. Конечно я попробовал расточить это колечко надфилем, но минут за 30 точения меня это задолбало и я придумал хорошо закрепить стволик в хопе куском термоусадки. Фиолетовая резинка Прометея весьма гармонично налезла на стволик, а потом и в сам хоп.
Дальше началось самое интересное.
Собрал весь ЭПО воедино и с огромным интересном пострелял в хронограф. Результат меня ошеломил - 95м/с 0.2 шаром! Гадать особо не потребовалось, явная проблема в узле хоп-апа. Оказалось, что ноззл Guarder for G36C в крайнем положении не достает 1мм до резинки. Потом, уже почитав форумы, я узнал, что рекомендуется ставить ноззл от АУГа, он как раз на 1мм длинней.
Ну что поделать, надо ставить базовый ноззл, пока заказаный новый приедет. Опять располовинил гирбокс, установил это чудовищное изделие, собрал, замерял скорость - 145м/с. Явно не то.
Неделю думал, что делать. Командир даже успел отыграть с этой гэхой одну игру, настреляв кучу фрагов одиночными выстрелами. Почему одиночкой? Просто при сборке, немного недоглядел и силовой провод немного подпирал переключать огня, тот от вибрации сбрасывал автомат на одиночку. Решил вернуть G36C ноззл и попробовать подогнать камеру хопапа поближе к гирбоксу на 1мм.
Сказано - сделано. Опять все разобрал, установил, собрал гирбокс. У хопапа откусил ушки которыми он упирался в конструкцию крепления, и он под действием пружины стал упираться четко в гирбокс. Собрал, посветил фонариком в колодец для магазина и понял, что шары подаваться в таком положении не будут. Но зато компрессия должна быть идеальна! И точно, затолкав шарик через ствол, стрельнул в хронограф и увидел заветные и недостижимые 156м/с. Записал значение в ексель как “G36 ideal”.
Тут немного надо сделать ремарку по замерам. Я всегда меряю скорость 0.28 шарами Guarder. И иногда 0.25. Потом простой формулой в екселе получаю значение для 0.2. Так правильней - мерять энергию шаром которым собираешься стрелять из данного ЭПО.
Затем, для того, чтоб восстановить подачу шаров, пытался подбирать толщину прокладок между стенкой гирбокса и камерой хопа, но всегда получал или недосыл или недоскорость. В итоге меня это задолбало и я заказал синий хоп-ап от Pro-Win.
Почти месяц он ехал, но по приезду взглянув на него я понял, что много потерял, не заказав это чудо сразу. Великолепное изделие, филигранно-точно вырезанное из куска алюминия на станке с ЧПУ.
Фото - старое и новое
Особенность хопапа от Провина - это его крепление непосредственно к гирбоксу. У гирбокса есть переднее ушко в районе головы и как раз к нему прикручивается винтом модуль хопапа. Получается очень надежное соединение узла хопа и гирбокса. А это всегда способствует стабильности скорости полета шара и точности выстрела. Еще одна прикольная особенность этого хопа - возможность стрелять без корпуса вообще. Единственный минус хопапа от Провина - это отсутствие органов управления в комплекте, продается только “тело” модуля. Пришлось переставить все эти колесики со старого.
Фото - так можно стрелять
Далее возникла еще одна проблема. Собранный стволик с хопапом, закрепленным на гирбоксе, надо вставить в корпус ЭПО. А сделать это без практически полного разбора невозможно. Открутив несколько деталей, я погрузился в уныние - сколько еще разбирать, а потом собирать. И чтоб поменять резинку потом, надо будет делать тоже самое. И так каждый раз при доступе к хопу или гирбоксу - полное располовинивание корпуса.
Тут вспомнил, что видел совет в интернете, эдакий лайфхак - просверлить отверстие в боди G36 и через него прикручивать хопап к гирбоксу. В этом случае сборка разборка остается обычной. Не долго думая отмерил, просверлил отверстие, оказалось что немного промазал и просверлил еще одно рядом, и напильником довел до достаточной ширины. Еще потребовалось отпилить часть шторки, закрывающей окно гильзовыброса.
Результат меня удовлетворил, правда не знаю пока что делать с дыркой в боди - заклеил черной изолентой.
Фото - модернизация боди
Кстати, меня раньше удивляла непонятная прочность пластикового корпуса G36. Оказалось, что внутри он армирован рамой из довольно прочного металла, на фото видно блеск в отверстии.
Глава 6 - заключительные шаги и выводы
После сборки g36 была выявлена небольшая проблема с шарикоподачей. Все дело в несовместимости между новым хопапом и направляющей канала шарикоподачи. Шарик под действием пружины упирался в хопап, не проходя внутрь. Пришлось немного поработать надфилем расширив канал подачи. Вроде стало подавать нормально.
Итак самое интересное. Замерив скорость, получил средний результат 157м/с с разбросом 1м/с. Это больше, чем я ожидал, даже чуток переплюнул свой “g36 ideal” замер. Стабильность скорости вылета тоже на высоте. Скорострельность 620rpm. Хотелось бы 800rpm, но для этого надо поменять базовый мотор на что-нибудь качественней.
Всего на этот проект я затратил три месяца, включая ожидание деталей, мастеря от случая к случаю в свободное время. Не ожидал, что потребуется столько дополнительной работы, но результатом доволен на 99%. Эту статью я тоже писал месяца два, в основном под пятничное пивко, за результат поэтому не ручаюсь
Данная работа проделана на основе личного опыта, статьях уважаемых Мастеров BlackWolf'a и RDL'Python'a а так-же материалов с форума airsoftgun.ru
Александр “ASK” Кулик, Томск