vk.com/tag_inn
Военторг ARMYSHOP.RU
Открылся магазин на станции метро Академическая. 50 метров от метро.
http://armyshop.ru
Специальная акция:
Для Страйкбольных команд
Форма MARPAT по цене 1870 р.

www.survivalcorps.ru
Паб Бундок
Специальные предложения для страйкболистов: Клуб Слабаков, Свой Паб, День Рождения и т.п.
http://airsoftgun.ru/phpBB/viewforum.php?f=223
ArmyTex
Интернет-магазин тактического снаряжения. Вышивка шевронов
http://www.armytex.ru
Разместить рекламу

ВС СССР в Корее

Для реконструкторов на эпоху войны США и Кореи.

Модератор: HAL


Вернуться в Война в Корее. 1950 - 1953

Пред. тема :: След. тема  
Автор Сообщение
HAL
HAL

Сообщения: 326
Зарегистрирован: 08.08.2005
Откуда: Moscow City. RF.
В игре: с апреля 2005
Сообщение HAL » 28.10.2008 16:06

СОВЕТСКИЕ ЛЕТЧИКИ В КОРЕЕ (1950-51 гг)

Авторы: Жирохов Михаил Александрович, Игорь Аттаевич Сейдов
Материал предоставлен сайтом ARTofWAR (http://artofwar.ru/)

В этом году исполняется 50 лет окончания первого открытого вооруженного противостояния двух великих послевоенных держав - США и СССР - войне в Корее. К сожалению, стоит констатировать, что за прошедшее время "белых пятен" в истории этого конфликта не уменьшилось. Например, до сих пор неизвестно точное количество потерянных самолетов и летного состава ВВС США - в различных изданиях гуляют различные цифры, до сих пор не раскрыта роль советских летчиков в начальный (так называемый "дореактивный") период противостояния. Советская историография полностью отрицала участие летного состава ВВС СССР, американцы твердили прямо противоположное. А истина, как всегда, по всей видимости, лежит где-то посредине.

* * *

Со времени русско - японской войны 1904 - 1905 гг Корея была частью японской империи. В конце Второй Мировой войны союзники по антигитлеровской коалиции пришли к соглашению, что советские войска разоружат японские войска в северной части страны , а американские - в южной. ООН имела намерение предоставить Корее полную независимость. Однако до поры до времени там продолжали находиться оккупационные войска. Так, в числе советских частей были и авиационные.
До 1948 года здесь базировались силы ВВС ТОФ. Полный список привести довольно затруднительно, однако некоторые номера все же известны. В Пхеньяне базировался 582-й ИАП (командир подполковник Крюков М.М.) на истребителях Ла-7 из состава 249-го ИАД (командир генерал-майор Михайлов). В 1948 году этот полк убыл в Союз. В Кесоне базировался 917-й ИАП (командир майор Платов В.И.) из состава 250-й ИАД (командир генерал-майор Немцевич Ю.), а на аэродроме Канко стояла дивизия на Ил-4. Там же базировался 14-й ИАП ТОФ на Як-9-х. Известно и еще о нескольких частях, например, 305-й ИАП ТОФ, но где они базировались доподлинно неизвестно. Возможно, что часть самолетов Як-9, По-2 и Ли-2 корейцы получили именно из этих частей.
Подготовкой летного состава будущих корейских ВВС эти строевые части не занимались, для этого в феврале 1948 года был учрежден институт советских военных советников.
Ситуация коренным образом изменилась после начала войны 25 июня 1948 года. Всем советским военным советникам был доведен приказ Генштаба СССР, запрещавший пересекать 38-ю параллель*.

*- формально этот приказ оставался в силе до самого конца войны.

Однако подготовка корейских летчиков была не на высоком уровне (да и их было очень мало - на начало войны, например, количество летчиков-истребителей оценивалось в цифру не больше 10) и уже в сентябре 1950 года правительство КНДР обратилось за помощью к СССР с просьбой отправки в КНДР советских авиачастей. Сталин согласился разместить на Севере запрашиваемые силы. Соответствующая команда была спущена военным. 21 сентября 1950 года маршал А.М. Василевский докладывал в Кремль: "По вопросу о переброске ИАП на самолетах Як-9 для прикрытия Пхеньяна докладываю:
-- В целях ускорения переброски считаю наиболее целесообразным использовать 34-й ИАП 147-й ИАД на 40 металлических Як-9 (скорей всего Як-9У_ примечания авторов), дислоцирующихся в Приморье в районе Ворошилова (ныне Уссурийск - прим.авт.). Полк переправить лЈтом через китайскую территорию по трассе Яньцзи, Андунь, Пхеньян. Перелет полка займет двое суток. При организации перелета необходимо будет учесть неизбежность воздушных боев на участке Андунь - Пхеньян.
-- Нами, в осторожной форме, срочно запрошен тов. Штыков (советский посол в Корее - прим.авт) по вопросам:
-- о пригодности аэродромов в районе Пхеньяна для посадки самолетов, в связи с сильными налетами авиации противника и особенно за последнее время;
-- о наличии на них авиатехнического обслуживающего состава, горючего и персонала.
-- При отсутствиии у корейцев обслуживающего персонала, необходимо будет до переброски полка направить в Пхеньян по железной дороге через Андунь авиатехнический батальон этого полка в составе 223 человек с аэродромной техникой. Для переброски этого батальона потребуется 5-6 суток, с учетом перегрузки через реку Ялуцзян в районе Андунь. Одновременно с батальоном будут направлены в Пхеньян боеприпасы и горючее, если таковых не окажется у корейцев. В этом случае для окончательной готовности полка в районе Пхеньяна с учетом переброски личного состава потребуется 8 -10 суток.
-- Учитывая отсутствие у корейцев в районе Пхеньяна службы воздушного наблюдения и оповещения, для создания нормальных условий в боевой работе нашего полка, считал бы необходимым направить с полком хотя бы несколько постов с радиолокаторами обнаружения самолетов противника, команду связистов для организации связи между постами и аэродромом. В противном случае наши самолеты на аэродроме будут подвержены внезапным ударам авиации противника.
-- Просим разрешить нам окончательно доложить все расчеты на переброску полка в Пхеньян немедленно после выяснения нами в Корее вопросов, связанных с перебазированием полка. Тогда же будут доложены Вам и наши соображения по организации артиллерийско - зенитной обороны аэродрома, с которого будет работать полк."

В этот же период приказом от 23 сентября 1950 года из Приморья (а конкретно из Спасска) для отправки в Корею был подготовлен 304-й ИАП 32-й ИАД в составе 40 самолетов Ла-9. Готовность второго полка определялась к 3 октября. Тогда же в октябре готовилась команда технического обслуживания, команда радиотехников с четырьямя радиолокаторами, один зенито-артиллерийский дивизион (трехбатарейного состава - всего 16 орудий), 15 заправок горючего и 15 боекомплектов боеприпасов. Василевский опасался обнаружения американцами советского присутствия в воздухе, так как управление в воздухе должно было вестись по радио на русском языке.
Конкретные данные о переброске полка под Пхеньян отсутствуют и вряд ли он был туда переброшен, так как ситуация в Корее сильно осложнилась после высадки американского десанта в Инчхоне, да и столица вскоре пала. Официальных документов об участии полка в боевых действиях нет.
В 2000 году нами был направлен запрос в архив МО РФ в Подольске, в результате чего удалось выяснить, что полк с ноября 1950 года по сентябрь 1951 года был перебазирован в Китай. Естественно, что никаких указаний на то, что летчики полка участвовали в боевых действиях в Корее нет.
Однако это только официальные данные. В ходе многолетней работы у нас сложилось стойкое впечатление, подкрепленное множеством прямых и косвенных доказательств, что летом-осенью 1950 года советские летчики участвовали в развернувшихся боях с американской авиацией.
По всей видимости, с негласного согласия советского руководства, были организованы некие условно назовем их "отдельные истребительные эскадрильи". Эти подразделения, по всей видимости, первоначально действовали с засад на территории Северной Корее, а затем переместились в Китай. В 1999 году одному из авторов (с помощью А.Станкова - еще раз большое спасибо) удалось выйти на одного из летчиков такой эскадрильи - "фантома". По словам Василия Гурьевича Удовиченко он прибыл в Корею в составе сборной эскадрильи из Ленинградского ВО. Тут на месте эскадрилью "разбавили" северокорейцами и отправили в бой. Он вспоминал, что его часть была не единственной такого рода. Так вот, летали они на Ла-9 и сбили несколько десятков американских самолетов. Сам он сбил (опять же согласно его утверждениям) 7 американских самолета (из них две реактивные машины, а остальные - "корсары" и "лайтинги" ( вполне вероятно это "твин мустанги"). В его эскадрильи также было несколько летчиков, сбивших по 5 вражеских самолетов. Причем потерь в матчасти и в людях у них не было, что лишний раз свидетельствует о высоком профессионализме "интернационалистов"!
Есть и еще несколько фактов. Так, Сергей Анатольевич Синцов летом-осенью 1950 года тоже летал в корейском небе на Ла-9 и претендует на 3 победы (один реактивный самолет). Позже он участвовал в еще одной "правительственной командировке" - в 1956 году в Египте.
В ходе работы над материалом приходилось сталкиваться и с еще несколькими ветеранами, которые утверждали, что летом - осенью 1950 года воевали в Корее. Интересна информация о некоем Николае Семеновиче Морозове. По его рассказу, в одном из боев против пяти американских истребителей в паре со своим ведомым Виктором Виноградовым он был сбит (перед этим успел сбить своего американского визави) и выпрыгнул с парашютом. Приземление было неудачное, он получил множество травм и попал в госпиталь, а затем был вывезен в Союз.
Вообще, косвенных подтверждений того, что летом-осенью 1950 года в небе Кореи на поршневых самолетах воевали советские летчики очень много. Во-первых, это подтверждают американцы, которые уже летом 1950 года слышали в радиоперехватах переговоры в воздухе на русском языке. Конечно, можно предположить, что переговаривались корейские летчики, прошедшие обучение в советских авиашколах, но очень уж это маловероятно. Возможно, что в составе ВВС КНА были советские корейцы, всю жизнь прожившие на территории СССР и служившие в ВВС СССР. Но версия о том, что это были советские летчики, все же по нашему мнению, основная.
Во-вторых, и наши летчики, особенно из 151-й ГИАД, которые прибыли в Китай в июле 1950 года также слышали русскую речь в воздухе и неоднократно (!!!) видели на китайских аэродромах, пограничных с КНДР, поршневые Як-9 и Ла-9 с опознавательными знаками ВВС КНДР и мало того - видели явно русских летчиков в кабинах этих машин.
И наконец, именно на осень 1950 года приходится всплеск боевой активности корейской авиации. В том числе произошло и множество воздушных боев. А если учесть, что пополнения для корейских летчиков - истребителей взять было просто неоткуда, напрашивается закономерный вывод...
В нашей прессе широко был освещен удачный бой 5 ноября 1950 года группы "северокорейских" летчиков (8 истребителей) с большой группой бомбардировщиков В-26: по одним данным это была группа из 17 В-26, которую почему-то лидировал В-29 и всю группу прикрывали реактивные F-80, по другой версии в группе было 40 В-26 под прикрытием все тех же F-80. По всей видимости, можно утверждать, что из бомбардировщиков были В-26 - упоминание "суперкрепости" видимо для красного словца. В этом бою по разным сообщениям было сбито от 6 до 7 самолетов противника. Бой произошел в районе Намси и Соньчхонь. Дальше начинается самое интересное. Группу возглавлял командир части Ким Таль Вон и туда входили летчики: Ли Он Иль, Чон Хон Гю, Ким До Сун, Гон Хын Кю и другие - это из наших газет. Корейские источники конкретизируют: в группе были летчики Ан Хен Зун (или Цун) и Пак Ки Рак и что в этом бою было сбито 7 и повреждено 4 самолета противника. Все корейские истребители вернулись на базу (в списке побед у американцев за 5 ноября действительно побед нет).
Мы убеждены, что в этом бою участвовали советские летчики на Ла-9-х - отсюда и такая широкая реклама боя. Ни "до" ни "после" нигде не удалось найти упоминания летчиков авиачасти Ким Таль Вона и вообще об этой авиачасти. Только чуть позже в нашей же газете уже за декабрь 1950 года упоминался этот бой и говорилось, что командир этой части Ким Таль Вон сказал, что за 10 дней предшествовавших упомянутому выше воздушному бою, летчики его части сбили 17 американских самолетов. Интересное дело получается - так летчики трех эскадрилий 56-го ИАП ВВС КНА за время боев сбили 20 самолетов противника и трем комэскам дали звание Героя КНДР. А тут за месяц боев такая результативность и никаких упоминаний!!!
По всей видимости, речь идет об ранее упоминавшихся советских "эскадрильях - фантомах", только тогда нельзя было сообщать о присутствии советских летчиков и поэтому были даны вымышленные "корейские" фамилии (аналогичные процессы происходили и в Испании 1936-39 гг). Хотя, конечно, такой вывод неоднозначный и вполне вероятно в будущем он будет или подтвержден или опровергнут дальнейшими исследованиями.
И наконец хотелось бы поставить точку в дискуссии о боевом дебюте Ил-28. В нашей печати закрепилось мнение, что бомбардировщики этого типа хотя и были в Китае, но боевых вылетов не совершали. Американцы, естественно, утверждали обратное. Теперь пришло время приоткрыть завесу тайны над Илами.
В марте 1950 года в Китай прибыла специальная группа на этих бомбардировщиках из состава 132-й БАД под командование Героя Советского Союза майора Арсеньева Н.А. Группа состояла из двух эскадрилий. С началом активных боевых действий экипажи Илов из этой группы стали активно привлекаться к разведывательным полетам над территорией Южной Кореи. Естественно, что самолеты несли китайские опознавательные знаки, а летчиков переодели в китайскую форму.
Нам удалось разыскать участника этих событий Петра Александровича Шпака. Так, вот по его утверждению летчики его подразделения таки осуществляли разведку и наблюдение за кораблями ВМС США и их союзников и портов базирования в Южной Корее. Мало того, он рассказал, что в одном из вылетов он был сбит, но смог совершить вынужденную посадку в Северной Корее. Это был 13-й вылет (и не верь после этого приметам!) его экипажа в составе штурмана Александра Семеновича Пащенко и стрелка-радиста Сергея Степановича Бочарова. Интересно и то, что из них 12 были разведывательными полетами в ночные и утренние часы и 1 боевой с бомбометанием цели в Южной Корее! По его словам их сбил реактивный истребитель - по всей видимости, F-80 или вероятней всего палубный F9F "Пантера", так как выход на цель наши летчики осуществляли со стороны моря, туда же и уходили.
Его рассказу можно было бы не поверить, тем более что даты он не помнит, но в его архиве оказалась справка медкомиссии, в которой говорится, что "старший лейтенант Шпак П.А. с 31.07.50 г. по 2.10.50 г. проходил лечение в госпитале (в\ч 08722)", таким образом можно утверждать, что факт сбития имел место где-то 30-31 июля 1950 года. По словам Шпака, их авиагруппа была в Китае до конца боевых действий, после чего сдала самолеты союзнику и убыла в Союз. За все время потери составили 2 самолета Ил-28 и один экипаж (потерян был где-то в 1952-53 годах).
Вернуться к началу
Показать сообщения за:   

Вернуться в Война в Корее. 1950 - 1953

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

cron